В нашем детском саду практикует педагог-психолог Листопад Оксана Владимировна.
Приветствую родителей, интересующихся вопросами развития и обучения ребенка! Если Вы зашли в этот блог, значит, Вы заботитесь о будущем своего ребенка. Не секрет, что многие дети нуждаются в консультации психолога, и очень часто – в специальных занятиях. Чем раньше Ваш ребенок получит помощь специалиста, тем меньше проблем ожидает его в школьном обучении.
Приветствую родителей, интересующихся вопросами развития и обучения ребенка! Если Вы зашли в этот блог, значит, Вы заботитесь о будущем своего ребенка. Не секрет, что многие дети нуждаются в консультации психолога, и очень часто – в специальных занятиях. Чем раньше Ваш ребенок получит помощь специалиста, тем меньше проблем ожидает его в школьном обучении.
Некоторые родители ошибочно предполагают, что психолог необходим лишь там,
где речь идёт о наличии психологических
расстройств. Уважаемые родители! Не нужно пугаться,
если психолог назначает вам встречу для беседы о вашем ребенке. И ни в коем
случае не надо отождествлять этого специалиста с психиатром и невропатологом и
консультироваться у него по поводу приема лекарственных препаратов.
Во многих
детских садах (и у нас в том числе!) сейчас работают психологи, которые получили педагогическое и
психологическое образование, а также имеют дополнительные навыки в работе с
детьми определенной возрастной категории. Ставя во главу ценность личности
ребёнка, но делая акцент на различных
аспектах его развития, психолог моделирует свою профессиональную деятельность,
основываясь на специфических особенностях учреждения: особенности программы (мы работаем по
программе «Детство»); особенности контингента детей и родителей;
профессиональные и личностные особенности педагогического коллектива. Психолог детского сада располагает информацией, касающейся в основном не физического, а психического состояния ребёнка. И приглашает вас на беседу он скорее всего для того, чтобы поделится этой информацией.
Основные направления работы психолога:
J профилактика и просвещение;
J психодиагностика;
J поддержка деятельности ДОУ;
J консультирование;
J коррекция и развитие.
Одна из важнейших задач психолога
– работа с детьми, имеющими проблемы: агрессивными, застенчивыми, замкнутыми и
гиперактивными.
Родители могут прийти на прием к психологу, не дожидаясь приглашения, если их интересуют:
- уровень развития способностей ребенка;
- его самооценка;
- положения, которое он занимает в группе среди сверстников (социометрический статус)
- отношение ребенка к воспитателям;
- уровень его тревожности или агрессии.
- и многие другие вопросы воспитания и развития, которые волнуют вас.
Уважаемые родители, если у вас появилась проблема и вы готовы её сформулировать, я, детский психолог Листопад Оксана Владимировна, постараюсь помочь выявить причины её возникновения с помощью надёжных и апробированных методик, тестов и опросников.Также выработать рекомендации, следование которым поможет скорректировать нежелательные проявления в поведении вашего ребенка. Так же при необходимости помогу подобрать литературу о развитии детей, об играх и пособиях, необходимых для дошкольников.
С любовью и уважением к вам, Оксана Владимировна Листопад.
В соответствии с периодизацией, принятой в отечественной
психологии, дошкольным детством считается период от 3-х до 7-ми лет.
Предшествует ему период младенчества (
от 0 до 1-го года) и раннего возраста (от 1-го года до 3-х лет).
Важнейшим психическими новообразованиями раннего возраста
является возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Развивается новое
отношение к предмету, который воспринимается как вещь, имеющая определенное
назначение и способ употребления. Для того, чтобы предметная деятельность
носила развивающий характер, необходимо, чтобы ребенок освоил разнообразные
действия с одним и тем же предметом. Поэтому предметно-развивающая среда,
окружающая ребенка, не должна перегружаться большим количеством игрушек.
В этот период жизни ребенка происходит интенсивное
формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со
взрослыми. Другой стороной является понимание речи взрослого. Педагогам и
родителям необходимо стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о
своих желаниях.
С развитием слушания
и понимания сообщений, происходит использование речи как средства познания
действительности, как способа регуляции поведения и деятельности ребенка со
стороны взрослого.
Восприятие ребенка носит непроизвольный характер, он может
выделить в предмете лишь ярко выраженные признаки, часто являющиеся
второстепенными. Развитие восприятия происходит на основе
внешне-ориентированного действия (по форме, величине, цвету) при
непосредственном соотношении и сравнении предметов. Задача взрослого – правильно называть
признаки и действия предмета. Детям
этого возраста наиболее полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши,
пирамидки и т.д.
Ребенка необходимо
знакомить с цветным спектром, эталонами формы (основные геометрические фигуры).
Малыш в возрасте трёх лет способен различать:
- пять форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,
овал)
- восемь цветов (красный, желтый, зелёный, синий, белый,
черный, фиолетовый, оранжевый).
Основной способ
познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок, поэтому дети любят
разбирать игрушки.
Важнейшей способностью, формирующейся к трём годам,
становится способность к постановке какой либо цели в играх и поведении.
В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребенка
непроизвольны, он не может сразу прекратить что то делать или выполнить сразу
несколько действий. Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось
или запомнилось «само по себе».
В этом возрасте дети
очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены
так называемому «эффекту заражения»: если один начнет радостно скакать по
группе, то, как минимум, ещё три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных, и
позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия (шарф
может «кусаться», а колготки –«мокриться»
Основные черты трехлетнего
ребёнка: открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать
свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка
неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.
Одно из условий уверенности и спокойствия вашего малыша- это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, то есть чёткое соблюдение режима.
Кризис трёх лет
Трехлетний возраст
характеризуют как «трудный». Вообще, понятие «кризис 3 лет» - понятие условное,
так как временные рамки кризиса гораздо шире. У одних детей он может начаться в
2 года 10 месяцев, а у других – в 3,5 года. В этот период изменяется позиция ребенка,
возрастает его самостоятельность и активность. Вдруг появляется новое слово «не
хочу», оно начинает довольно часто встречаться в словаре бывшего ангелочка.
Малыш нередко действует наоборот: вы его зовете, а он убегает; просите быть
аккуратнее, а он специально разбрасывает вещи. Ребенок кричит, дерется с
родителями, топает ногами. Так малыш проявляет свою настойчивость в достижении
желаемого. Но умения для этого еще пока не хватает, ведь он еще очень зависим
от мамы и папы. Ребенок,
отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие
отношения.
Столкнувшись с
кризисом трех лет, родителям необходимо
либо полностью пересмотреть свой уже сложившийся стиль воспитания, либо вести
«холодную войну» со своим ребенком.
Скоро этот
кризис пройдет, но то, с чем малыш выйдет после кризиса, будет ли он
самостоятельным, сумеет ли приспособиться к жизни, станет ли личностью с
активной жизненной позицией, зависит в большей степени от родителей.
Основные
симптомы кризиса трех лет:
Первым
свидетельством начала кризиса может служить появление негативизма, т.е. когда ребенок перестает беспрекословно выполнять
просьбы взрослых. С одной стороны, попытки отделить свое «Я» и формирование
своих собственных желаний – это очень хорошо, но с другой стороны, при
отсутствии умения высказывать свое мнение, малыш выбирает наиболее доступный
способ: противопоставление себя взрослым. Единственная цель ребенка – дать
понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и все должны с ней
считаться.
Мама планирует
вместе с дочерью навестить сегодня бабушку:
- Настя, неси
скорее свои штанишки, одевай их, поедем к бабушке.
- Нет, не
поеду, – обидчиво кидает Настя свои штаны на пол.
Мама не идет
на конфликт, зная вспыльчивость Насти:
- Хорошо,
тогда оставайся дома с папой, я поеду одна.
- Не останусь!
Мама
недоумевает, что происходит с ее дочкой, а Настя начинает рыдать, кидать вещи,
устраивает истерику.
На самом деле девочка очень хочет поехать к бабушке, но
она не может согласиться с этой поездкой, потому что именно мама предложила
это.
Негативизм – это реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно
идет от взрослых, стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному
желанию. Компромисса в этом случае не найти, ребенок будет отвергать любое
предложение мамы.
Многие
родители недоумевают, как же поступать в таких ситуациях. Самый лучший способ: избегать прямых указаний, позволить ребенку
самому сформулировать то, что ему нужно будет сделать, ребенок взрослеет и ему
пойдет только на благо, если он сам научится принимать за себя решения (с вашей
подачи, конечно). Мама могла подсказать дочери: «Настя, бабушка нас пригласила
к себе, я собираюсь поехать, а ты?». Конечно, девочка тут же побежала бы
одеваться.
Папа и сын
собираются в дальнюю поездку.
- Я поеду на
велосипеде, - заявляет сын.
- Нет, сынок,
мы едем очень далеко, мы не сможем с собой возить еще и велосипед.
- На
велосипеде!
- Понимаешь,
мы поедем на поезде, тетя проводница не разрешит нам взять с собой велосипед,
придется отдать его какому-нибудь другому мальчику, - старается найти понимание
у сына отец.
- Я поеду на
велосипеде!
Это может длиться до бесконечности, может вылиться в
истерику, плач, ведь ребенок в период кризиса настаивает на чем-то не потому,
что хочет, а потому, что ОН это потребовал. Папе в этом случае стоит набраться
больше терпения и не спорить по данному поводу. Нужно постараться переключить
внимание ребенка с причины упрямства на что-нибудь другое: «Ты можешь взять с
собой своего мишку, иди, доставай скорее». Скорректируйте поведение ребенка
незаметно для него.
Своеволие
Мама одевает
сына в детский сад, очень торопится, опаздывает на работу:
- Да что же ты
так долго одеваешься, дай, я одену тебе брюки!
- Я сам, –
отвечает вполне спокойно сын.
- Нет, ты
будешь делать это очень долго!
Мама одевает
сына, сын сопротивляется, плачет. В итоге – испорченное на весь день настроение
у мамы и у сына.
Своеволие ребенка
проявляется в том, что он стремится все делать сам, ведь именно сейчас он
учится самостоятельности, независимости. Но немногие родители свыкаются с этой
мыслью, немногие находят в этом положительные стороны, многие только
раздражаются этим. Действительно, сколько времени потеряется прежде, чем малыш
сам оденется, лучше все сделать самой. Но эта позиция взрослого только лишь
подавляет инициативу ребенка и никогда не научит малыша самого решать свои
проблемы. Задумайтесь, стоит ли пожертвовать пять минут для этого.
Также для
ребенка становится важной его успешность или неуспешность в делах и играх, он
начинает остро и бурно реагировать на оценки, учится самостоятельно оценивать
результаты своей деятельности. Он становится злопамятным и обидчивым, начинает
хитрить. Огромное желание получить положительную оценку со стороны взрослых,
желание опередить сверстника часто толкают детей на то, что они сильно
преувеличивают свои успехи. Здесь важно знать, что если малыш начал откровенно
фантазировать, то это значит, что его реальные успехи мало кто замечает – этим
он компенсирует свое желание получить хоть какую-то положительную оценку со
стороны взрослых.
Изменение
позиции ребенка, возрастание его независимости и активности, требуют от близких
взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не
складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно
ограничивается, у ребенка обостряются кризисные явления, проявляющиеся в
отношениях со взрослыми. У некоторых детей конфликты с родителями становятся
регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми.
В этом возрасте следует дать ребенку больше
самостоятельности, можно даже предоставить целую сферу деятельности, где он мог
бы проявлять самостоятельность (например, расставлять косметику на столике).
Если учесть все эти
особенности ребенка в кризисный период, кризис может пройти мягко и незаметно,
но если родители стоят на позиции «хочу» (на позиции вседозволенности) или
«нельзя» (на позиции запретов), то кризис может затянуться надолго.
Чем мы занимаемся ...
Наши занятия проходят в доброжелательной непринужденной атмосфере. Мы развиваем восприятие на основе внешне-ориентированного действия (по форме, величине, цвету) при непосредственном соотношении и сравнении предметов.
Знакомимся с цветным спектром, эталонами формы (основные геометрические фигуры).
Формируем активную речь, развиваем умение слушать и использовать речь как средство познания мира.
Мы развиваем воображение, выразительность движений и речи...
Стимулируем визуальное и тактильное восприятие, развиваем мелкую моторику....
Используя методы песочной терапии, снижаем уровень психо-эмоционального напряжения и уровень тревожности....
Активизируем мыслительную деятельность....
фантазируем....
Психическое развитие детей четырех-пяти лет.
Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребёнка, открытие им новых граней окружающего мира. Теперь ребёнка начинает интересовать не просто какое либо явление само по себе, причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребёнка 4-х лет становится вопрос "почему?"
Ребёнок развивается, становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подвержен перепадам.
В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Ребёнок стремится к партнёрству в играх, ему не актуально играть "рядом". Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.
Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребёнка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, ребёнок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Большим шагом вперёд является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.
Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к ним сохраняется. Но развивается устойчивость и возможность непроизвольного переключения.
Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту.
Продолжает активно развивается фантазирование, в процессе которого ребёнок включает в себя и своих близких в цепь самых невероятных событий.
Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включатся в них, предлагать повороты сюжетной линии,ь давать нравственные оценки поступкам героев.
Следует обратить внимание, что в возрасте 4-5 лет недостатки воспитания ребёнка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.
Психическое развитие детей пяти-шести лет.
Всё больший интерес ребёнка пяти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребёнка о Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более чётко.
К этому периоду у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребёнок стремится поделится своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребёнка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.
Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребёнка-дошкольника.
Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребёнку целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребёнок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).
Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что либо, ребёнок может решать простые геометрические задачи. Ребёнок уже может целенаправленно что то запомнить.
Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, то есть малыш учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребёнку заранее организовать своё внимание на предстоящей деятельности.
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются "высшие чувства": интеллектуальные, моральные, эстетические.
К интеллектуальным чувствам можно отнести:
- любопытство;
- любознательность;
- чувство юмора;
- удивление.
К эстетическим чувствам можно отнести:
- чувство прекрасного;
- чувство героического.
К моральным чувствам можно отнести:
- чувство гордости;
- чувство стыда;
- чувство дружбы.
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
Достаточно часто в этом возрасте появляется такая черта, как лживость, то есть целенаправленное искажение истины.
Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребёнка позитивного самоощущения, уверенности в собственных силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребёнок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.
Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нём взрослого, так как именно в общении со взрослым ребёнок узнаёт, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребёнка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.
Кризис трёх лет
Трехлетний возраст
характеризуют как «трудный». Вообще, понятие «кризис 3 лет» - понятие условное,
так как временные рамки кризиса гораздо шире. У одних детей он может начаться в
2 года 10 месяцев, а у других – в 3,5 года. В этот период изменяется позиция ребенка,
возрастает его самостоятельность и активность. Вдруг появляется новое слово «не
хочу», оно начинает довольно часто встречаться в словаре бывшего ангелочка.
Малыш нередко действует наоборот: вы его зовете, а он убегает; просите быть
аккуратнее, а он специально разбрасывает вещи. Ребенок кричит, дерется с
родителями, топает ногами. Так малыш проявляет свою настойчивость в достижении
желаемого. Но умения для этого еще пока не хватает, ведь он еще очень зависим
от мамы и папы. Ребенок,
отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие
отношения.
Столкнувшись с
кризисом трех лет, родителям необходимо
либо полностью пересмотреть свой уже сложившийся стиль воспитания, либо вести
«холодную войну» со своим ребенком.
Скоро этот
кризис пройдет, но то, с чем малыш выйдет после кризиса, будет ли он
самостоятельным, сумеет ли приспособиться к жизни, станет ли личностью с
активной жизненной позицией, зависит в большей степени от родителей.
Основные
симптомы кризиса трех лет:
Первым
свидетельством начала кризиса может служить появление негативизма, т.е. когда ребенок перестает беспрекословно выполнять
просьбы взрослых. С одной стороны, попытки отделить свое «Я» и формирование
своих собственных желаний – это очень хорошо, но с другой стороны, при
отсутствии умения высказывать свое мнение, малыш выбирает наиболее доступный
способ: противопоставление себя взрослым. Единственная цель ребенка – дать
понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и все должны с ней
считаться.
Мама планирует
вместе с дочерью навестить сегодня бабушку:
- Настя, неси
скорее свои штанишки, одевай их, поедем к бабушке.
- Нет, не
поеду, – обидчиво кидает Настя свои штаны на пол.
Мама не идет
на конфликт, зная вспыльчивость Насти:
- Хорошо,
тогда оставайся дома с папой, я поеду одна.
- Не останусь!
Мама
недоумевает, что происходит с ее дочкой, а Настя начинает рыдать, кидать вещи,
устраивает истерику.
На самом деле девочка очень хочет поехать к бабушке, но
она не может согласиться с этой поездкой, потому что именно мама предложила
это.
Негативизм – это реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно
идет от взрослых, стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному
желанию. Компромисса в этом случае не найти, ребенок будет отвергать любое
предложение мамы.
Многие
родители недоумевают, как же поступать в таких ситуациях. Самый лучший способ: избегать прямых указаний, позволить ребенку
самому сформулировать то, что ему нужно будет сделать, ребенок взрослеет и ему
пойдет только на благо, если он сам научится принимать за себя решения (с вашей
подачи, конечно). Мама могла подсказать дочери: «Настя, бабушка нас пригласила
к себе, я собираюсь поехать, а ты?». Конечно, девочка тут же побежала бы
одеваться.
Папа и сын
собираются в дальнюю поездку.
- Я поеду на
велосипеде, - заявляет сын.
- Нет, сынок,
мы едем очень далеко, мы не сможем с собой возить еще и велосипед.
- На
велосипеде!
- Понимаешь,
мы поедем на поезде, тетя проводница не разрешит нам взять с собой велосипед,
придется отдать его какому-нибудь другому мальчику, - старается найти понимание
у сына отец.
- Я поеду на
велосипеде!
Это может длиться до бесконечности, может вылиться в
истерику, плач, ведь ребенок в период кризиса настаивает на чем-то не потому,
что хочет, а потому, что ОН это потребовал. Папе в этом случае стоит набраться
больше терпения и не спорить по данному поводу. Нужно постараться переключить
внимание ребенка с причины упрямства на что-нибудь другое: «Ты можешь взять с
собой своего мишку, иди, доставай скорее». Скорректируйте поведение ребенка
незаметно для него.
Своеволие
Мама одевает
сына в детский сад, очень торопится, опаздывает на работу:
- Да что же ты
так долго одеваешься, дай, я одену тебе брюки!
- Я сам, –
отвечает вполне спокойно сын.
- Нет, ты
будешь делать это очень долго!
Мама одевает
сына, сын сопротивляется, плачет. В итоге – испорченное на весь день настроение
у мамы и у сына.
Своеволие ребенка
проявляется в том, что он стремится все делать сам, ведь именно сейчас он
учится самостоятельности, независимости. Но немногие родители свыкаются с этой
мыслью, немногие находят в этом положительные стороны, многие только
раздражаются этим. Действительно, сколько времени потеряется прежде, чем малыш
сам оденется, лучше все сделать самой. Но эта позиция взрослого только лишь
подавляет инициативу ребенка и никогда не научит малыша самого решать свои
проблемы. Задумайтесь, стоит ли пожертвовать пять минут для этого.
Также для
ребенка становится важной его успешность или неуспешность в делах и играх, он
начинает остро и бурно реагировать на оценки, учится самостоятельно оценивать
результаты своей деятельности. Он становится злопамятным и обидчивым, начинает
хитрить. Огромное желание получить положительную оценку со стороны взрослых,
желание опередить сверстника часто толкают детей на то, что они сильно
преувеличивают свои успехи. Здесь важно знать, что если малыш начал откровенно
фантазировать, то это значит, что его реальные успехи мало кто замечает – этим
он компенсирует свое желание получить хоть какую-то положительную оценку со
стороны взрослых.
Изменение
позиции ребенка, возрастание его независимости и активности, требуют от близких
взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не
складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно
ограничивается, у ребенка обостряются кризисные явления, проявляющиеся в
отношениях со взрослыми. У некоторых детей конфликты с родителями становятся
регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми.
В этом возрасте следует дать ребенку больше
самостоятельности, можно даже предоставить целую сферу деятельности, где он мог
бы проявлять самостоятельность (например, расставлять косметику на столике).
Если учесть все эти
особенности ребенка в кризисный период, кризис может пройти мягко и незаметно,
но если родители стоят на позиции «хочу» (на позиции вседозволенности) или
«нельзя» (на позиции запретов), то кризис может затянуться надолго.
Наши занятия проходят в доброжелательной непринужденной атмосфере. Мы развиваем восприятие на основе внешне-ориентированного действия (по форме, величине, цвету) при непосредственном соотношении и сравнении предметов.
Чем мы занимаемся ...
Знакомимся с цветным спектром, эталонами формы (основные геометрические фигуры).
Формируем активную речь, развиваем умение слушать и использовать речь как средство познания мира.
Мы развиваем воображение, выразительность движений и речи... |
Стимулируем визуальное и тактильное восприятие, развиваем мелкую моторику.... |
Используя методы песочной терапии, снижаем уровень психо-эмоционального напряжения и уровень тревожности.... |
Активизируем мыслительную деятельность.... |
фантазируем.... |
Психическое развитие детей четырех-пяти лет.
Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребёнка, открытие им новых граней окружающего мира. Теперь ребёнка начинает интересовать не просто какое либо явление само по себе, причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребёнка 4-х лет становится вопрос "почему?"
В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Ребёнок стремится к партнёрству в играх, ему не актуально играть "рядом". Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.
Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребёнка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, ребёнок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Большим шагом вперёд является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.
Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к ним сохраняется. Но развивается устойчивость и возможность непроизвольного переключения.
Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту.
Продолжает активно развивается фантазирование, в процессе которого ребёнок включает в себя и своих близких в цепь самых невероятных событий.
Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включатся в них, предлагать повороты сюжетной линии,ь давать нравственные оценки поступкам героев.
Следует обратить внимание, что в возрасте 4-5 лет недостатки воспитания ребёнка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.
Психическое развитие детей пяти-шести лет.
Всё больший интерес ребёнка пяти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребёнка о Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более чётко.
К этому периоду у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребёнок стремится поделится своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребёнка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.
Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребёнка-дошкольника.
Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребёнку целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребёнок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).
Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что либо, ребёнок может решать простые геометрические задачи. Ребёнок уже может целенаправленно что то запомнить.
Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, то есть малыш учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребёнку заранее организовать своё внимание на предстоящей деятельности.
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются "высшие чувства": интеллектуальные, моральные, эстетические.
К интеллектуальным чувствам можно отнести:
- любопытство;
- любознательность;
- чувство юмора;
- удивление.
К эстетическим чувствам можно отнести:
- чувство прекрасного;
- чувство героического.
К моральным чувствам можно отнести:
- чувство гордости;
- чувство стыда;
- чувство дружбы.
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
Достаточно часто в этом возрасте появляется такая черта, как лживость, то есть целенаправленное искажение истины.
Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребёнка позитивного самоощущения, уверенности в собственных силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребёнок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.
Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нём взрослого, так как именно в общении со взрослым ребёнок узнаёт, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребёнка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий